/ Общие сведения / из жизни кафедры

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ КАФЕДРЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ

И ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ ТУЛГУ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ

С. А. Климов, канд. техн. наук, доцент

Тульский государственный университет, klimov@uic.tula.ru

 

В настоящее время высококвалифицированные специалисты, владеющие современными методами управления, развития и функционирования производства, в значительной степени определяют научно-технический прогресс страны. Подготовке таких кадров должно уделяться самое серьёзное внимание. В этой связи в последнее время особое значение приобретает проблема "старения" преподавателей высшей школы, когда средний возраст профессорско-преподавательского состава на многих кафедрах приближается к пенсионному. Высшей школе остро нужны молодые высококвалифицированные преподаватели.

Уже более 10 лет (с 1998 г.) наша кафедра, одна из старейших в Тульском государственном университете (была создана в 1932 году, сейчас входит в состав факультета систем автоматического управления), ведёт подготовку специалистов по специальности 140610 "Электрооборудование и электрохозяйства предприятий, организаций и учреждений" по двухуровневой системе. В настоящее время выпускники бакалавриата имеют возможность продолжить обучение на пятом курсе по программе подготовки специалистов или поступить в магистратуру при кафедре.

Подавляющее число бакалавров продолжает своё дальнейшее образование. За прошедшие со времени открытия специальности годы завершили процесс обучения в вузе и начали трудиться на производстве только три бакалавра. Однако следует отметить, что большинство студентов пятого курса совмещает обучение в университете с практической работой на предприятиях или в организациях. Проведённые на кафедре социологические исследования показали, что если на четвёртом курсе 25–30 % будущих бакалавров подрабатывают, сочетая работу с учёбой, то на пятом курсе таких студентов уже 80–90 %. В этом случае значимую помощь в трудоустройстве оказывает молодым специалистам наличие диплома бакалавра техники и технологии.

Следует признать, что в значительной степени формированию имиджа выпускающей кафедры способствуют достижения лучших выпускников – завоёванные ими дипломы и медали студенческих конкурсов, карьерные достижения выпускников, выполненные и получившие широкое признание научно-технические разработки. Поэтому особое внимание уделяется подготовке кадров высшей квалификации – работе магистратуры, аспирантуры и докторантуры. Во многом по результатам работы этих специалистов складывается мнение о продуктивности учебно-воспитательной деятельности кафедры.

В последние годы сложилась и успешно действует под руководством заведующего кафедрой, члена-корреспондента РАРАН Б. В. Сухинина сквозная система подготовки кадров высшей квалификации. На кафедре выросли три доктора наук, и в настоящее время они возглавляют свои направления научной деятельности.

Отбор будущих исследователей начинается уже со школьной скамьи. Кафедра электротехники и электрооборудования регулярно (в рамках проводимой университетом региональной олимпиады школьников) организует работу секции по электротехнике. Ежегодно победители таких олимпиад поступают в университет для обучения на соответствующем направлении подготовки. Они являются первичным научным резервом организации исследовательской работы студентов на старших курсах.

Уже на 2–3 курсах студенты, проявившие хорошие показатели в учёбе (победители олимпиад здесь, как правило, лидируют), приглашаются на встречи с научными творческими коллективами для ознакомления с тематикой и направлением работ. Начиная с третьего курса, они участвуют в проведении экспериментов, изучают методики и материальную базу исследовательских работ. Такие исследования часто проводятся в рамках производственной практики, проходящей в лабораториях кафедры. При этом для более полного использования научного потенциала сотрудников кафедры сроки проведения таких практик в индивидуальном порядке переносятся с летних месяцев на весенние, в течение семестра. Это позволяет молодым исследователям пройти школу работы в тесном кругу старших коллег и поначалу не требует от них обременительных временных затрат на дополнительные профессиональные занятия.

На четвёртом курсе студенты, участвующие в работе научных групп, уже подготавливают под руководством студентов старших курсов – магистров – собственные циклы исследований, которые продолжают и развивают проводимые в рамках работы научных школ программы. При наличии хороших достижений после четвёртого курса они рекомендуются для поступления в магистратуру. На этом этапе формирования будущих научно-педагогических работников активную роль играют кураторы учебных групп, которые могут оценить и охарактеризовать морально-этические качества студентов, их умение работать в команде, проявлять ответственность за порученные задания, действовать энергично и инициативно.

В магистратуре молодой учёный трудится в тесном контакте с аспирантом: работает с ним по родственной тематике, помогает ему в проведении экспериментов, обсуждает с ним достигнутые совместные результаты, формирует своё направление исследований. На этом этапе подготовки закладываются основы научного мышления и восприятия мира, магистрант учится анализировать возникшие проблемы, формулировать исследовательские задачи, намечать пути их решения. Его научная работа не ограничивается сотрудничеством со своим непосредственным руководителем – аспирантом. Совместно с научным руководителем направления, доктором наук, они регулярно обсуждают полученные результаты в кругу научной группы. На конференциях профессорско-преподавательского состава университета, проводимых традиционно в феврале, магистранты 2-го года обучения представляют научные сообщения о проделанной работе, получают заключение научного коллектива кафедры о достигнутых результатах и имеющихся замечаниях в магистерской диссертации. На этом этапе работы молодому исследователю, хорошо зарекомендовавшему себя в магистратуре, предлагают продолжить научные исследования в аспирантуре.

Учёбу в аспирантуре они (сегодня на кафедре их 8 человек) совмещают с практической работой. Это не препятствует подготовке кандидатских диссертаций, напротив, придаёт им более значимые практические ориентиры, повышает реальную значимость достигнутых результатов, которые в значительной степени используются в опытно-конструкторских разработках предприятий-партнёров. Одновременное руководство исследовательской работой магистров и студентов старших курсов позволяет полнее сформировать собственные навыки управления коллективом, выработать хорошие аналитические способности и, отчасти, приступить к формированию собственной научной группы для проведения дальнейших исследований на кафедре и на производстве.

Учеба в аспирантуре кафедры электротехники и электрооборудования подразумевает, что кроме ежегодной аттестации кафедрой каждый аспирант делает сообщение на кафедральной научной конференции, где проходит всестороннее обсуждение его работы: идёт обмен опытом, профессиональное обсуждение, требовательная критика, внесение новых предложений и направлений работы. Приглашённые участники конференции, самостоятельно не выступающие с сообщениями, воспринимают новый уровень задач, открывающийся во время дискуссии.

Подобная организация подготовки научных кадров на кафедре позволяет добиваться высоких результатов. По итогам работы среди родственных специальностей других вузов и университетов России коллектив кафедры занимает высокие места в рейтинге (2006 г. – 6 место, 2007 г. – 2 -е, 2008 г. – 1-е).

Кафедра электротехники и электрооборудования, являясь не только выпускающей по специальности 140610, но и общеобразовательной, выполняет нагрузку по курсам "Электротехника и электроника", "Теоретические основы электротехники", "Электрические машины и аппараты".

Ежегодно на кафедру для очного обучения на бюджетной основе по специальности 140610 поступает 15 студентов и одновременно несколько абитуриентов (не прошедших по конкурсу), по их желанию, зачисляются на очные места с компенсацией затрат на обучение. С 2008 г. на кафедре действует программа подготовки  специалистов с сокращёнными сроками обучения из числа выпускников средних специальных учебных заведений родственных специальностей. В настоящее время на кафедре обучается 109 студентов. В этих условиях сформировать аспирантуру в количестве 8 чел. представляется высоким показателем, т. е. отношение числа аспирантов к числу студентов превышает 7 %. Эти достижения тесно связаны с большим объёмом научно-исследовательских работ, выполняемых сотрудниками кафедры: объём НИР, ежегодно приходящийся на одного преподавателя кафедры, превышает 100 тыс. руб. По результатам работ на кафедре регулярно публикуются учебные пособия и монографии, в которых отражаются основные положения научно-исследовательских и диссертационных работ сотрудников.

Следует особо отметить, что всесторонняя организация подготовки научных кадров обеспечивает 100%-ную защиту аспирантов и докторантов в установленные нормативные сроки, т. е. не позднее одного года после окончания учёбы. В 2009 г. оканчивают аспирантуру 5 человек: из них трое подготовили к защите кандидатские диссертации, двое аспирантов представят свои работы в диссертационный совет в следующем году. Вместо окончивших в аспирантуру в 2009 г. будут приняты, как минимум, трое выпускников нашей специальности и трое выпускников-магистров в 2010 г.

Учебная и научная работа преподавателей кафедры нацелена не только на обучение будущих специалистов и защиту диссертаций выпускниками. Кафедра имеет тесные связи с крупными промышленными предприятиями. Наши выпускники трудятся на тульских оружейных заводах, в строительных компаниях, конструкторских бюро и проектных институтах. Многочисленные положительные отзывы руководителей предприятий подтверждают высокий уровень подготовки наших выпускников.

Кафедра электротехники и электрооборудования уверенно смотрит в будущее. Высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав (на кафедре работают четыре доктора наук, профессора и девять кандидатов наук, доцентов) позволяет решать самые сложные проблемы в педагогической и научной работе, обеспечить достижение самых высоких показателей в подготовке кадров высшей квалификации.