ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ КАФЕДРЫ
ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ
И ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ ТУЛГУ ПО
ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ
С. А. Климов, канд. техн.
наук, доцент
Тульский государственный
университет, klimov@uic.tula.ru
В
настоящее время высококвалифицированные специалисты, владеющие современными
методами управления, развития и функционирования производства, в значительной
степени определяют научно-технический прогресс страны. Подготовке таких кадров
должно уделяться самое серьёзное внимание. В этой связи в последнее время особое
значение приобретает проблема "старения" преподавателей высшей школы, когда
средний возраст профессорско-преподавательского состава на многих кафедрах
приближается к пенсионному. Высшей школе остро нужны молодые
высококвалифицированные преподаватели.
Уже более 10 лет (с 1998 г.)
наша кафедра, одна из старейших в Тульском государственном университете (была
создана в 1932 году, сейчас входит в состав факультета систем автоматического
управления), ведёт подготовку специалистов по специальности 140610
"Электрооборудование и электрохозяйства предприятий, организаций и учреждений"
по двухуровневой системе. В настоящее время выпускники бакалавриата имеют
возможность продолжить обучение на пятом курсе по программе подготовки
специалистов или поступить в магистратуру при кафедре.
Подавляющее
число бакалавров продолжает своё дальнейшее образование. За прошедшие со времени
открытия специальности годы завершили процесс обучения в вузе и начали трудиться
на производстве только три бакалавра. Однако следует отметить, что большинство
студентов пятого курса совмещает обучение в университете с практической работой
на предприятиях или в организациях. Проведённые на кафедре социологические
исследования показали, что если на четвёртом курсе 25–30 % будущих бакалавров
подрабатывают, сочетая работу с учёбой, то на пятом курсе таких студентов уже
80–90 %. В этом случае значимую помощь в трудоустройстве оказывает молодым
специалистам наличие диплома бакалавра техники и технологии.
Следует признать, что в
значительной степени формированию имиджа выпускающей кафедры способствуют
достижения лучших выпускников – завоёванные ими дипломы и медали студенческих
конкурсов, карьерные достижения выпускников, выполненные и получившие широкое
признание научно-технические разработки. Поэтому особое внимание уделяется
подготовке кадров высшей квалификации – работе магистратуры, аспирантуры и
докторантуры. Во многом по результатам работы этих специалистов складывается
мнение о продуктивности учебно-воспитательной деятельности кафедры.
В последние годы сложилась и
успешно действует под руководством заведующего кафедрой, члена-корреспондента
РАРАН Б. В. Сухинина сквозная система подготовки кадров высшей квалификации. На
кафедре выросли три доктора наук, и в настоящее время они возглавляют свои
направления научной деятельности.
Отбор будущих исследователей
начинается уже со школьной скамьи. Кафедра электротехники и электрооборудования
регулярно (в рамках проводимой университетом региональной олимпиады школьников)
организует работу секции по электротехнике. Ежегодно победители таких олимпиад
поступают в университет для обучения на соответствующем направлении подготовки.
Они являются первичным научным резервом организации исследовательской работы
студентов на старших курсах.
Уже на 2–3 курсах студенты,
проявившие хорошие показатели в учёбе (победители олимпиад здесь, как правило,
лидируют), приглашаются на встречи с научными творческими коллективами для
ознакомления с тематикой и направлением работ. Начиная с третьего курса, они
участвуют в проведении экспериментов, изучают методики и материальную базу
исследовательских работ. Такие исследования часто проводятся в рамках
производственной практики, проходящей в лабораториях кафедры. При этом для более
полного использования научного потенциала сотрудников кафедры сроки проведения
таких практик в индивидуальном порядке переносятся с летних месяцев на весенние,
в течение семестра. Это позволяет молодым исследователям пройти школу работы в
тесном кругу старших коллег и поначалу не требует от них обременительных
временных затрат на дополнительные профессиональные занятия.
На четвёртом курсе студенты,
участвующие в работе научных групп, уже подготавливают под руководством
студентов старших курсов – магистров – собственные циклы исследований, которые
продолжают и развивают проводимые в рамках работы научных школ программы. При
наличии хороших достижений после четвёртого курса они рекомендуются для
поступления в магистратуру. На этом этапе формирования будущих
научно-педагогических работников активную роль играют кураторы учебных групп,
которые могут оценить и охарактеризовать морально-этические качества студентов,
их умение работать в команде, проявлять ответственность за порученные задания,
действовать энергично и инициативно.
В магистратуре молодой учёный
трудится в тесном контакте с аспирантом: работает с ним по родственной тематике,
помогает ему в проведении экспериментов, обсуждает с ним достигнутые совместные
результаты, формирует своё направление исследований. На этом этапе подготовки
закладываются основы научного мышления и восприятия мира, магистрант учится
анализировать возникшие проблемы, формулировать исследовательские задачи,
намечать пути их решения. Его научная работа не ограничивается сотрудничеством
со своим непосредственным руководителем – аспирантом. Совместно с научным
руководителем направления, доктором наук, они регулярно обсуждают полученные
результаты в кругу научной группы. На конференциях
профессорско-преподавательского состава университета, проводимых традиционно в
феврале, магистранты 2-го года обучения представляют научные сообщения о
проделанной работе, получают заключение научного коллектива кафедры о
достигнутых результатах и имеющихся замечаниях в магистерской диссертации. На
этом этапе работы молодому исследователю, хорошо зарекомендовавшему себя в
магистратуре, предлагают продолжить научные исследования в аспирантуре.
Учёбу в аспирантуре они
(сегодня на кафедре их 8 человек) совмещают с практической работой. Это не
препятствует подготовке кандидатских диссертаций, напротив, придаёт им более
значимые практические ориентиры, повышает реальную значимость достигнутых
результатов, которые в значительной степени используются в
опытно-конструкторских разработках предприятий-партнёров. Одновременное
руководство исследовательской работой магистров и студентов старших курсов
позволяет полнее сформировать собственные навыки управления коллективом,
выработать хорошие аналитические способности и, отчасти, приступить к
формированию собственной научной группы для проведения дальнейших исследований
на кафедре и на производстве.
Учеба в аспирантуре кафедры
электротехники и электрооборудования подразумевает, что кроме ежегодной
аттестации кафедрой каждый аспирант делает сообщение на кафедральной научной
конференции, где проходит всестороннее обсуждение его работы: идёт обмен опытом,
профессиональное обсуждение, требовательная критика, внесение новых предложений
и направлений работы. Приглашённые участники конференции, самостоятельно не
выступающие с сообщениями, воспринимают новый уровень задач, открывающийся во
время дискуссии.
Подобная организация
подготовки научных кадров на кафедре позволяет добиваться высоких результатов.
По итогам работы среди родственных специальностей других вузов и университетов
России коллектив кафедры занимает высокие
места в рейтинге (2006 г. – 6 место, 2007 г. – 2 -е, 2008 г. – 1-е).
Кафедра
электротехники и электрооборудования, являясь не только выпускающей по
специальности 140610, но и общеобразовательной, выполняет нагрузку по курсам
"Электротехника и электроника", "Теоретические основы электротехники",
"Электрические машины и аппараты".
Ежегодно на кафедру для
очного обучения на бюджетной основе по специальности 140610 поступает 15
студентов и одновременно несколько абитуриентов (не прошедших по конкурсу), по
их желанию, зачисляются на очные места с компенсацией затрат на обучение. С 2008
г. на кафедре действует программа подготовки специалистов с сокращёнными
сроками обучения из числа выпускников средних специальных учебных заведений
родственных специальностей. В настоящее время на кафедре обучается 109
студентов. В этих условиях сформировать аспирантуру в количестве 8 чел.
представляется высоким показателем, т. е. отношение числа аспирантов к числу
студентов превышает 7 %. Эти достижения тесно связаны с большим объёмом
научно-исследовательских работ, выполняемых сотрудниками кафедры: объём НИР,
ежегодно приходящийся на одного преподавателя кафедры, превышает 100 тыс. руб.
По результатам работ на кафедре регулярно публикуются учебные пособия и
монографии, в которых отражаются основные положения научно-исследовательских и
диссертационных работ сотрудников.
Следует особо отметить, что
всесторонняя организация подготовки научных кадров обеспечивает 100%-ную защиту
аспирантов и докторантов в установленные нормативные сроки, т. е. не позднее
одного года после окончания учёбы. В 2009 г. оканчивают аспирантуру 5 человек:
из них трое подготовили к защите кандидатские диссертации, двое аспирантов
представят свои работы в диссертационный совет в следующем году. Вместо
окончивших в аспирантуру в 2009 г. будут приняты, как минимум, трое выпускников
нашей специальности и трое выпускников-магистров в 2010 г.
Учебная и научная работа
преподавателей кафедры нацелена не только на обучение будущих специалистов и
защиту диссертаций выпускниками. Кафедра имеет тесные связи с крупными
промышленными предприятиями. Наши выпускники трудятся на тульских оружейных
заводах, в строительных компаниях, конструкторских бюро и проектных институтах.
Многочисленные положительные отзывы руководителей предприятий подтверждают
высокий уровень подготовки наших выпускников.
Кафедра электротехники и
электрооборудования уверенно смотрит в будущее. Высококвалифицированный
профессорско-преподавательский состав (на кафедре работают четыре доктора наук,
профессора и девять кандидатов наук, доцентов) позволяет решать самые сложные
проблемы в педагогической и научной работе, обеспечить достижение самых высоких
показателей в подготовке кадров высшей квалификации.
|